ГРУППА № 1
В нашей первой группе несколько детей с ментальными нарушениями сначала выходили из зала или вообще не заходили. Тогда мы приняли решение дверь в спортивный зал не закрывать и в первой части занятия проводить одну игру малой подвижности. Через 2-3 занятия дети заинтересовались, что же там происходит такое веселое, и начали заходить в зал, прячась за сухим бассейном у дальней стены. На следующих занятиях дети начали вставать в круг во время игры малой подвижности, а затем и повторять за другими некоторые упражнения.
Каждый раз, когда дети проявляли интерес к той или иной части занятия, инструктор сопровождал эти действия эмоционально-смысловым комментарием, чтобы поддержать интерес того или иного ребенка и приободрить. Под конец всего курса один из детей благодаря регулярности и хорошим впечатлениям освоил все основные упражнения корригирующей гимнастики, освоил комплекс на растяжку и профилактику плоскостопия. Остальные дети с ментальными нарушениями также успешно освоили эти комплексы, но частично.
Инструктор позволял детям брать инициативу в свои руки, чтобы придумать игры для передышки между выполнением упражнений. Ребята придумали полосу препятствий. Это помогло им проявить свои способности и воспитать уверенность в себе. С хорошим эмоциональным настроем мы подходили к выполнению достаточно сложных, требующих выносливости упражнений. Дети социализировались и начали выполнять сложные упражнения.
ГРУППА № 2
В другой группе с ребятами очень долго добивались прямохождения по массажной поверхности с блоком на голове. И вот начали появляться результаты. После регулярных тренировок дети уже могут, не поддерживая предмет на голове руками, проходить самостоятельно более двух метров. Это говорит об умении прямохождения, перешедшего в навык прямохождения, с помощью самоконтроля и улучшенного чувства своего тела. Ребёнок уже старается не отклоняться в стороны, вперёд или назад, а держит позвоночный столб прямо, контролирует себя. При этом у детей улучшается чувство равновесия.
ЛИЧНЫЕ УСПЕХИ РЕБЯТ
Расскажу ещё о двух ребятах, которым очень непросто, но они большие молодцы!
Положительный опыт произошел с мальчиком с расстройством аутистического спектра, имеющим трудности в восприятии образа собственного тела. Он неясно понимал части своего тела, имел нарушения координации движений, не справлялся с телодвижениями. Если надо было поднимать конечности, то автоматически у него поднималась голова и другие части тела - несмотря на то, что порядок действий проговаривался и показывался. В этом случае мы использовали физический контакт, помогали мальчику удерживать голову на ковре, но при этом выполнять упражнение, приободряя похвалой и поддерживая нужную часть тела в движении. В результате у мальчика начал формироваться положительный телесный опыт, и мы начали наблюдать попытки самостоятельно оставлять голову в покое при выполнении упражнения. Далее будем продолжать развивать эту способность, в том числе и у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Следующий случай произошел во время ритмических игр под музыку на основные виды движения с предметом. К радости всех участников, девочка с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда дождалась своей очереди взять в руки предмет, начала с ним танцевать. Но это было не по правилам игры, не в тот момент. Так продолжалось в течение нескольких занятий. Наконец, на одном из недавних занятий девочка, приняв предмет в руки, передала его соседу, т.к. пришло понимание, в какой момент необходимо выйти с ним и станцевать.