Россия, Домодедово
info@dorogoyudobra.ru

«Школа волонтёров» добровольческого движения «Дорогою добра»: этапы создания, формат и методика работы

«Школа волонтёров» добровольческого движения «Дорогою добра»: этапы создания, формат и методика работы

С опытными экспертами добровольческого движения «Дорогою добра» мы обсудим важную тему создания и запуска «Школы волонтёров». Наталия Сидоренко и Мария Зеленщикова поделятся практическим опытом, накопленным за три года функционирования школы.

Здравствуйте! Давайте познакомимся.

Н.С. Добрый день! Меня зовут Сидоренко Наталия, я руководитель добровольческого движения «Дорогою добра». Девять лет назад мы начали привлекать волонтёров и организовывать помощь в г.о. Домодедово, и спустя несколько лет работы решили открыть свою «Школу волонтёров» при поддержке Фонда президентских грантов. Первые обучающие семинары для волонтёров стала проводить перед мероприятиями наш замечательный клинический психолог Зеленщикова Мария. Сейчас она является ведущей «Школы волонтёров».

М.З. Здравствуйте. Спасибо за тёплые слова! Меня зовут Зеленщикова Мария, я являюсь клиническим и детским психологом. Моё образование связано с психологической работой, в том числе и с особенными детьми. Поэтому у меня возникло желание поделиться своими знаниями с теми, кто по зову сердца, но не имея специального образования, хочет помогать непростым ребятам.

Наташа, как вы считаете, почему необходимо обучать волонтёров?

Н.С. Наверное, не существует такой профессии – волонтёр или доброволец. Поэтому кажется, что этому не надо учиться. Но любую помощь лучше оказывать таким образом, чтобы действия приносили максимальную пользу. Любой контакт с детьми и подростками, а особенно с детьми с ОВЗ, должен быть бережным, осознанным и приносящим пользу подрастающему поколению. Родителям особенных детей важно понимать, кому они доверяют присмотр за своими детьми на массовых мероприятиях. Добровольцы должны быть готовы к слаженной работе, уметь быстро распределять обязанности и тактично реагировать на любые нештатные ситуации на занятиях или праздниках.

Почему вы решили организовать свою школу волонтёров?

Н.С. В первые годы нашей работы мы преимущественно проводили праздники для детей с ОВЗ. Одной из основных проблем было то, что детям на активностях и мастер-классах требовалась помощь волонтёров, но на каждом мероприятии появлялись новые добровольцы, которые не имели опыта общения с особенными детьми.

В результате волонтёры боялись детей, не знали, как найти с ними общий язык, как правильно помочь. Родители видели это и не могли отпустить ребёнка одного с волонтёром на мастер-класс – в итоге страдали и родители, которые не могли расслабиться, и ребёнок, который не получал пользы от мероприятия, и волонтёр, который был в стрессе. Поэтому мы искали психолога, который мог бы помочь волонтёрам найти контакт с детьми, и познакомились с Марией. Сразу после первого инструктажа мы увидели потрясающий результат – волонтёры стали более уверенными, они были заряжены эмоциями и подкованы в плане знаний, что положительно сказалось на атмосфере мероприятия. Спустя несколько мероприятий родители уже не боялись отпустить детей с добровольцами, так как знали, что их дети в надёжных руках. Дети стали лучше социализироваться, исчезла текучка волонтёров. Оказывается, многим волонтёрам не хватало именно обучения и сопровождения, они чувствовали себя неуверенно, и из-за этого переставали помогать. После внедрения психологического инструктажа текучка волонтёров в краткосрочном периоде свелась почти к нулю.

В дальнейшем мы от мероприятий перешли к форме еженедельных занятий, и нам потребовалось более интенсивное обучение волонтёров.

Идея создания школы волонтёров пришла к нам из Москвы. Там функционирует «Школа социального волонтёрства», которую организовало добровольческое движение «Даниловцы». Мы решили воспроизвести этот формат в нашем городе применительно к специфике нашей работы – помощи особенным детям.

Мария, расскажите, как работает «Школа волонтёров»?

М.З. На сегодняшний день встречи в «Школе волонтёров» проходят регулярно, дважды в месяц. В них принимает участие достаточно большое количество наших постоянных и начинающих волонтёров. Каждое из занятий посвящено определённой теме, касающейся волонтёрской деятельности. Сначала мы изучаем теоретическую часть вопроса, затем переходим к тренингам. На встречах мы отрабатываем основные навыки и способности, необходимые для волонтёров.

Мария, расскажите подробнее о плане занятий и видах тренингов добровольцев, поделитесь практическим опытом.

М.З. Теоретическая часть встреч сохраняется в виде роликов на нашем сайте. Во время практических тренингов мы учимся реагировать на различные ситуации взаимодействия с особенными детьми и их родителями, тренируемся в игровой форме обучать ребят чему-то новому, рассуждаем о ценностях, целях, задачах волонтёрской деятельности, осмысляем базовые принципы нашей деятельности.

На тренингах мы обмениваемся опытом положительного взаимодействия с ребятами.

Наталия, какие задачи для движения «Дорогою Добра» решает школа волонтёров?

Н.С. Целью «Школы волонтёров» является организация подготовки (теоретической и практической) добровольцев для участия в волонтёрской деятельности.

В ходе обучения начинающие волонтёры узнают правила поведения в группе детей с ОВЗ, требования к данному виду деятельности, необходимые личностные качества человека, желающего оказывать поддержку детям. Учатся находить подход к детям, узнают об основных клинических проявлениях различных заболеваний, об особенностях развития детей с ОВЗ. Особое внимание мы уделяем осознанию мотивации волонтёров, их ресурсам и профилактике эмоционального выгорания. В конце обучения волонтёры получают сертификат об окончании «Школы волонтёров РМДОД “Дорогою добра”».

Как вы приобщаете молодёжь к волонтёрству?

Н.С. Основная масса волонтёров приходит к нам через социальные сети – мы активно ведём их, размещаем в постах приглашение стать волонтёром, пройти обучение в «Школе волонтёра», прийти в гости на мероприятие, посетить встречу-знакомство. Обязательно публикуем фото и видео волонтёров на мероприятиях. Помимо этого, мы периодически выкладываем в социальных сетях видео с обучающих семинаров. На нашем портале инклюзия-овз.рф есть целый раздел с обучающими видео для волонтёров, которыми могут воспользоваться как сами добровольцы, так и организаторы волонтёрской деятельности. Также мы проводим встречи с учащимися высших и средних учебных заведений, где рассказываем студентам о волонтёрстве.

Мария, расскажите о выездных встречах с молодёжью вузов и ссузов Домодедово.

М.С. Коллеги знают, что к молодым волонтёрам я всегда отношусь с повышенным вниманием. Для взрослого зрелого человека желание стать волонтёром является осознанным, взвешенным и основанным на жизненном опыте. А вот молодые ребята достаточно наивны, они хотят изменить мир – не меньше. Поэтому на выездных просветительских занятиях для студентов я детально рассказываю молодым людям как о плюсах, так и о сложностях волонтёрства. Наша добровольческая организация оказывает разнообразные виды помощи, мы проводим занятия с ребятами разных возрастов в различных направлениях. У волонтёров есть возможность выбрать подходящее для них направление, которое придётся по душе именно им.

«Школа волонтёров» стала объединяющей силой для движения вперёд. Вы согласны с таким утверждением?

Н.С. «Школа волонтёров» действительно сплачивает добровольцев, у людей появляются общие интересы. Для поддержания общения проводятся и неформальные встречи – мотивационные, для подведения итогов и награждения.

М.З. Волонтёрство – это замечательная миссия для любого человека, позволяющая ему реализовать свои самые тонкие и высокие потребности. Помощь тем, кто в ней нуждается, способствует развитию личности самого волонтёра, развивает его лучшие черты, помогает почувствовать себя полезным, необходимым, ценным.

Н.С. Наша «Школа волонтёров» действует уже три года, и за это время обучение в ней прошли около восьмидесяти человек. Она позволяет сделать первый шаг к тому, чтобы стать частью чего-то целого и большого.

Вместе мы сможем больше!

0