Россия, Домодедово
info@dorogoyudobra.ru

Основные направления программы тренингов личностного роста подростков с ОВЗ

Помогаем с 2013 года детям с ограниченными возможностями здоровья и детям в приютах: Покупаем лечебное питание, лекарства, оборудование Проводим занятия, мероприятия и развиваем функциональные навыки

Основные направления программы тренингов личностного роста подростков с ОВЗ

Мы продолжаем диалог с Марией Зеленщиковой, детским клиническим психологом, на тему организации тренингов личностного роста в инклюзивной «Школе общения» арт-студии «Волшебная шкатулка». В интервью обсудим три главных направления тренингов: развитие личности, социально-коммуникативных навыков и профориентация.

Мария, здравствуйте! Расскажите коротко о себе и «Школе общения».

Здравствуйте, меня зовут Мария Зеленщикова. Я детский клинический психолог, более десяти лет работаю с детьми. Три года назад я начала вести занятия в инклюзивных группах ИАС «Волшебная шкатулка». Накопленный практический опыт в проектах волонтёрского движения «Дорогою Добра» даёт возможность делиться с коллегами наработками, методикой и системой построения инклюзивных кружков, секций, клубов, а также особенностями и секретами проведения занятий в инклюзивном формате.

В Домодедово наши занятия в «Школе общения» проходят при активном содействии Администрации городского округа и Фонда президентских грантов.

Мария, ранее вы рассказали о практическом опыте работы с ребятами подросткового возраста в инклюзивной школе общения. По каким основным направлениям велись занятия?

Групповые занятия для подростков с ОВЗ проводились по трём направлениям: развитие личности, формирование социально-коммуникативных навыков, профориентация. Далее я подробно остановлюсь на каждом из направлений.

Почему важно работать над развитием личности?

Подростки с ОЗВ, как правило, имеют упрощенный, редуцированный жизненный опыт. Большую часть решений за них принимают родители. Зачастую ребята не ориентируются в современной музыке, моде, в собственной личности. Им сложно понимать себя. Поэтому мы проводим блок занятий, направленных на изучение собственной личности, своих интересов, вкусов, предпочтений. Это могут быть такие занятия, как: «Моё любимое занятие дома», «Моя мечта», «Мои сильные и слабые стороны», «Эмоции человека», «Мое любимое блюдо», «Чем я увлекаюсь» и др. Узнавая себя и других, ребята знакомятся с разнообразием мира, начинают осознавать свои индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны. Обсуждение подобных тем также расширяет словарный запас и способствует развитию мышления.

Ваши занятия здорово способствуют развитию эмоций и принятию себя…

Да, вы правы. Каждое новое занятие может основываться на знаниях, полученных во время предыдущих встреч. Большую часть в этом блоке занимает работа с эмоциями. Начиная с самых простых, базовых эмоций, мы продвигаемся к более тонким и сложным. Ребята приводят в пример ситуации, которые вызывают изучаемую эмоцию. Можно каждой из эмоций посвятить отдельное занятие: нарисовать её, слепить, показать, подобрать цвет и музыку, сделать подходящий коллаж-иллюстрацию и т.д. Вы можете использовать любой понравившийся вам вид деятельности для реализации своей практической задачи, т.е. раскрытия темы занятия.

Во время этого блока подростки начинают осознавать, что люди очень разнообразны, у каждого внутри своя вселенная, свои вкусы и взгляды. Они сами могут выбирать, к чему стремиться, к каким целям им хотелось бы двигаться.

В процессе занятий ребята достаточно много общаются. Ваши занятия помогают развивать навыки коммуникации?

Следующее направление наших регулярных встреч — формирование социально-коммуникативных навыков. И здесь вновь мы сталкиваемся с недостаточным опытом общения и взаимодействия у ребят. Многие из наших подростков обучаются на дому, имея минимальные возможности для коммуникации. В рамках этого блока можно проводить такие занятия, как: «Давайте познакомимся», «Дружба». «Опасные люди», «Моя семья и мои родные», «Весёлые совместные игры», «Чем мы похожи и чем отличаемся». Коммуникативные занятия проводятся уже не за столом, а в открытом помещении. Это могут быть игры, хороводы, костюмированные театральные действия, отмечание праздников, Дней Рождения. Важно инициировать коммуникацию между подростками, отслеживать её деструктивные проявления, обучать эффективным способам: как познакомиться, как найти друга, как сделать комплимент, как вежливо попросить о помощи и отказать.

Одним из направлений этого блока могут стать занятия, которые будут проводить сами ребята. Например, рассказывая о своём хобби, о своём путешествии, увлечении. Важно развивать социальное восприятие: мы учимся соотносить эмоции человека с его внешним видом, в том числе с одеждой и её цветовой гаммой. Учимся понимать стиль каждого из участников группы.

Коммуникативный блок может быть реализован как отдельными занятиями, так и приветственной частью каждого занятия. Например, во время приветствия ребята могут рассказать о самом важном событии недели, поделиться самыми яркими впечатлениями. Ваша задача как ведущего группы — ограничивать грубость, помогать ребятам правильно выстраивать диалоги.

Важной социальной компетенцией является способность не только красиво говорить, но и вовремя замолчать, держать паузу, слушать других, контролируя собственное желание высказаться. Всему этому ребята могут научиться в диалоге, у волонтёров и у вас — ведущего занятий.

Дети узнают у вас на занятиях много полезного! Подростков и молодых людей наверняка волнует тема будущей профессии. Проблема занятости людей с ОВЗ выражена в том числе на государственном уровне, но решают её дома, в семье, каждый по-своему. Какой опыт по этому направлению могут получить ребята в вашей «Школе общения»?

Дети с ОВЗ часто имеют статус «ребёнок-инвалид», в связи с чем им доступен небольшой спектр профессий. Но некоторые виды деятельности всё же доступны. Многие ребята хорошо выполняют рутинную работу, помогают родителям по дому, проявляют интерес к приготовлению пищи. Участники группы могут красиво петь или рисовать, выращивать комнатные цветы или ухаживать за домашними животными. Важно поддержать и развить мотивацию к труду, повышению собственных навыков. На занятиях можно обнаружить и раскрыть таланты ребят. Обсуждение профессий взрослых участников группы, родственников и знакомых позволит расширить социальный опыт, заложить уважение к труду родителей.

В программу профориентационных занятий можно включить обсуждение «мужских» и «женских» профессий, а также качеств, которые для них необходимы.

Мария, просим вас подвести краткий итог нашего информативного диалога.

Итак, занятия трёх блоков в инклюзивной школе общения можно проводить отдельно или чередовать, гармонично продолжая предыдущие темы. Ориентируйтесь на участников группы, на их интересы и актуальные потребности. Такой подход обеспечит хороший результат регулярных встреч, который будет заметен окружающим.

Коллегам, психологам или педагогам, ведущим похожие тренинги, я советую привносить в них свои традиции и любимые виды деятельности. Тогда вы будете получать удовольствие и пользу для собственного личностного роста.

Данное интервью несомненно будет интересно специалистам и людям, заинтересованным в развитии инклюзивной среды. Где они могут найти другие полезные материалы?

Весь опыт, накопленный за три года работы нашей инклюзивной арт-студии «Волшебная шкатулка», мы стараемся передать на специальном портале — инклюзия-овз.рф https://xn—-dtbncbbmiqp6ooa.xn--p1ai/. На этом сайте находятся видеоматериалы и полезные статьи от экспертов нашего добровольческого движения «Дорогою Добра».

Начало интервью: Тренинги личностного роста для подростков с ОВЗ https://dorogoyudobra.ru/treningi-lichnostnogo-rosta-dlya-podrostkov-s-ovz/

0