Россия, Домодедово
info@dorogoyudobra.ru

Организация инклюзивных мастер-классов на праздниках и онлайн преподавателями ИАС «Волшебная шкатулка»

Помогаем с 2013 года детям с ограниченными возможностями здоровья и детям в приютах: Покупаем лечебное питание, лекарства, оборудование Проводим занятия, мероприятия и развиваем функциональные навыки

Организация инклюзивных мастер-классов на праздниках и онлайн преподавателями ИАС «Волшебная шкатулка»

Тема нашего интервью – организация мастер-классов в инклюзивном пространстве: на массовых праздниках и онлайн. На актуальные вопросы отвечает арт-терапевт, руководитель инклюзивной арт-студии.

Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, о себе и вашем опыте.

Меня зовут Колыханова Эльвира. Я более пяти лет провожу различные инклюзивные мастер-классы и более трёх лет – занятия в инклюзивных группах ИАС «Волшебная шкатулка». Накопленный за время участия в проектах волонтёрского движения «Дорогою Добра» практический опыт даёт мне возможность делиться с коллегами наработками, методикой и системой организации и проведения инклюзивных мастер-классов. В Домодедово наши занятия проходят при активном содействии Администрации городского округа и поддержке Фонда президентских грантов.

Эльвира, расскажите о проведении мастер-классов на примере работы волонтёрского движения «Дорогою Добра».

Мастер-классы мы проводим в очном формате на наших праздниках и в онлайн формате в виде прямых эфиров с последующим размещением видеозаписей в наших социальных сетях.

Подготовка к разным видам мастер-классов по концепции едина, но есть и различия. Предлагаю рассмотреть оба варианта. Мастер-классы по арт-терапии позволяют решить многие задачи. Творческая деятельность играет важную роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому, нравственному воспитанию, расширению кругозора ребёнка, создаёт базу для овладения школьными навыками, повышает самооценку, способствует принятию собственной значимости и осознанию ценности своих результатов.

Как создается инклюзивная среда на мастер-классах разных форматов?

Когда мастер-классы проходят в онлайн-формате, дети обычно участвуют в них из дома. В таком случае инклюзия проявляется в поддержке членов семьи. Наши мастер-классы интересны всем – братьям, сёстрам, бабушкам и дедушкам, папам и мамам.

На праздниках инклюзия достигается за счёт общения детей с ОВЗ с нормотипичными ребятами и волонтёрами.

Какие плюсы вы видите в разных форматах проведения мастер-классов?

Видеозаписи мастер-классов онлайн доступны в любое время. К ним можно вернуться и повторить несколько раз, добиваясь лучшего результата. На праздниках проведение мастер-классов ограничено по времени, но их одновременно может проходить несколько. Так у детей есть выбор, чем заняться – рисованием, лепкой, креативными поделками из ткани или разными активностями по очереди.

Насколько разнообразны могут быть направления инклюзивных мастер-классов?

В наших социальных сетях вы найдёте записи мастер-классов онлайн по разным направлениям: корригирующая гимнастика (направлены на ежедневное повторение упражнений – как на проработку определённых проблем, так и на профилактику), лепка, живопись, арт-терапия, журналистика, фото.

Во время проведения праздников, как правило, проходят творческие мастер-классы, направленные на развитие креативного мышления, творческих навыков, мелкой моторики.

Какие материалы используются на творческих мастер-классах?

При проведении мастер-класса онлайн или записи видео мы немного ограничены по материалам, так как обычно стараемся предложить доступные и популярные материалы, которые есть в каждом доме.

На праздниках мы не ограничены в выборе материалов и технологий. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов мы можем использовать разнообразные материалы для проведения мастер-классов. Проводим цветочные мастер-классы: работа с природными элементами очень благоприятно влияет на психику детей, на настроение. В ход идут всевозможные материалы – ткань, бумага, дерево, нитки, краски, шерсть, картон.

Кто и как помогает при проведении мастер-классов в разных форматах?

Онлайн – требуется включение родителей, от которых необходимо полное погружение в процесс. Не все дети могут сами подготовиться к мастер-классу и повторить видео-урок за мастером.

На праздниках ребёнку всё подробно объяснит и покажет ведущий мастер-класса, а помогут и направят, если не получается, опытные волонтёры. Иногда для достижения быстрого результата при большом потоке детей мы заранее делаем заготовки или основы поделок.

Поделитесь опытом, как лучше организовать и подготовиться к проведению мастер-классов?

Если вы проводите онлайн мастер-класс, то советую выбрать или придумать несложный, но интересный МК с доступными материалами. Закупить их на несколько человек, провести МК и снять его на камеру, подробно проговаривая и показывая каждый шаг. Не спешить. Если есть возможность, снять его вместе с ребенком. Рекомендую крупно показывать на камеру промежуточный результат. Это поможет дистанционным участникам правильно выполнять ход работы.

На праздниках – для проведения МК нужно прежде всего определить место с доступной средой. Опросить подопечных, уточнить, сколько детей и с какими диагнозами будет на празднике. Исходя из диагнозов детей, продумать расположение столов для проведения МК и доступ к ним. Если праздник в летнее время проходит на улице, то необходимо продумать навес или место в тени. Пригласить нормотипичных детей. Исходя из бюджета, количества детей и их диагнозов, выбрать интересные и доступные к выполнению подопечными мастер-классы. Определиться заранее с заготовками. Пригласить необходимое количество волонтёров.

Для детей с ОВЗ важно настроение и желание заниматься чем-либо. Бывают ли с этим сложности?

Создание настроения и появление мотивации к творчеству зависит от нескольких факторов. При прохождении мастер-класса дома родителям надо учесть, что не все дети воспринимают подачу материала онлайн. Возможно, стоит предварительно посмотреть видео, сделать поделку и получившимся результатом заинтересовать ребёнка. На праздниках атмосфера сама располагает к творчеству, а в коллективе тем более мотивация повышается. Когда ребята видят замечательные результаты других детей, у них появляется желание повторить.

Я очень советую фотографировать процесс и результат работы детей. Если МК выполняется онлайн, можно снять видео, похожее на видео ведущего, и сравнить результаты. Фото, видео, похвала – всё это послужит хорошей мотивацией к последующему творчеству.

На праздниках – мы стараемся пригласить профессиональных фотографов, которые делают яркие эмоциональные фотографии. В течение суток мы стараемся выложить фотоотчёты в социальных сетях, чтобы родители и дети могли поделиться воспоминаниями о МК с близкими, друзьями, ещё раз показать свою поделку и получить заслуженную похвалу за хороший результат. Судя по нашему опыту, дети достаточно часто повторяют наши поделки дома.

Мастер-классы всегда нацелены на конкретный результат. В арт-терапии важно проживание эмоций. Удаётся ли достичь желаемого эффекта по итогам мастер-классов?

Детям крайне важно получить и разделить с кем-то эмоции от результата.

В онлайн формате – одобрение близких очень ценно.

На праздниках – результату ребенка радуются и восхищаются все – и ребёнок, и ведущий МК, и сопровождающий волонтёр, и окружающие люди. Эмоции на празднике ярче и от процесса, и от результата. Атмосфера очень важна. А на праздниках она особенная, увлекательная! Когда вокруг несколько ребят с интересом создают поделки, то стесняющиеся или сомневающиеся детки более охотно подключаются к участию и творческому процессу. Родители тоже не остаются в стороне. Получается очень ценное семейное времяпровождение, которое запоминается детям надолго.

Благодаря мастер-классам по разнообразным направлениям наши подопечные с большим удовольствием участвуют в них и ждут новых МК.

Надеюсь, наш практический опыт будет полезен специалистам и преподавателям любых творческих клубов и студий. А мы всегда рады делиться! Читайте полезные материалы на нашем инклюзивном портале и подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях: https://vk.com/the_way_of_kindness
https://ok.ru/dorogoyudobra.domodedovo

Эльвира, благодарим за интересное интервью! Приглашаем педагогов и преподавателей на ваши онлайн встречи для экспертов и тех, кто заинтересован в развитии инклюзивной среды в разных регионах России.

0