Россия, Домодедово
info@dorogoyudobra.ru

ИХ ПРОСТО НАДО ПОНЯТЬ

ИХ ПРОСТО НАДО ПОНЯТЬ

Екатерина Злакоманова,
педагог-психолог высшей категории

Всё чаще в средствах массовой информации люди видят и слышат формулировку: дети с ОВЗ…
Кто «в теме», тот сразу понимает, о чем речь. А кто-то даже и не задумывался, что значит эта аббревиатура. Реальность такова, что число людей с ограниченными возможностями здоровья растёт во всём мире, и в том числе и в России год от года.
И всем нам стоит понять и принять – рядом с нами есть те, кто не может жить как все.

ОВЗ: диагноз или жизнь по другим правилам

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Любые ограниченные возможности здоровья накладывают отпечаток на ребенка и его семью. Часто дети находятся дома, в изоляции. Родители особенных детей не всегда готовы показать ребенка обществу. Иногда это просто невозможно сделать. Отсутствие информации о различных заболеваниях или проявлениях тех или иных заболеваний делает нахождение детей с ОВЗ в обществе затруднительным. Наше общество еще только начинает привыкать к тому, что такие дети есть среди нас и их достаточно много.

Код доступа

В нашу жизнь всё активнее входит инклюзия. Эта программа даёт детям с особенностями развития возможность находиться вместе со здоровыми ребятами. Для чего это нужно? Чтобы сделать жизнь особенных детей качественной и привычной. Чтобы каждый из нас научился относиться к детям с ОВЗ как к обычным: не стеснялся и не боялся находиться рядом.

Сегодня мы расскажем нашим читателям об основных типах заболеваний у детей с ОВЗ, об особенностях их развития и общения с ними.

Нарушения у детей бывают разных типов, одно из них – нарушения опорно-двигательного аппарата (чаще всего это ДЦП – детский церебральный паралич). ДЦП не является заразной болезнью. Вы не можете заразиться от людей с ДЦП никаким образом, поэтому не нужно их бояться.

Из-за особенностей здоровья и низкой социальной активности у детей с ДЦП слабо развиты социальные навыки, они плохо ориентируются в быту, не могут выполнять многие привычные для нас вещи самостоятельно.

– Если вы оказались рядом с особенным ребенком, запомните первое и самое важное правило: проявите терпение и уважение, – убеждает педагог-психолог.

Контакт необходим

Ребенку независимо от нарушения его здоровья необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с будущим подрастающего человека.

Основные правила общения с детьми с ОВЗ

  1. Вначале необходимо удостовериться, что ребенок хочет с вами общаться.

2. Нужно сначала обращаться к ребенку, а не к взрослому, который его сопровождает.

3. При общении с ребенком, передвигающимся на коляске, можно присесть, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка.

4. Прежде чем помочь – что-то сделать для ребенка, передвинуть коляску, – необходимо спросить у него разрешения.

5. У многих детей с ДЦП возникают проблемы с речью (но не у всех) – если ребенок говорит очень медленно или неразборчиво, нужно выслушать его до конца, можно переспросить, если что-то непонятно. Можно использовать жесты.

При взаимодействии с особенными детьми нужно помнить, что они имеют право на такое же уважительное отношение к ним, как и все остальные.

Личный опыт

– Как начать общение с моим ребенком? Или с ребенком с похожим диагнозом? Я бы при встрече сказала: «Привет! Можно с тобой познакомиться?», – говорит мама, воспитывающая ребенка с ОВЗ. – Если ребёнок ответил утвердительно, нужно общаться с ним, как с обычными детьми: рассказать о себе, расспросить у него, как дела, чем занимается, увлекается…

Но есть дети с ментальными проблемами, тогда у родителей необходимо узнать, как с ним лучше общаться, советует психолог. Они очень хорошо знают привычки и реакции своего ребенка, буквально по изменению взгляда или движению мизинца могут понять, что именно нужно сделать или сказать, чтобы общение с незнакомым, но доброжелательным человеком стало более лёгким и понятным.

От правильного отношения окружающих к людям с повышенными потребностями и детям с ОВЗ зависит качество их жизни. Поэтому не последнее значение при социализации и адаптации детей с ОВЗ имеет просветительская, информационная, педагогическая и психологическая работа с обычными детьми, их родителями. Только совместными усилиями, вместе, мы сможем действительно стать обществом, способным помочь людям с инвалидностью справиться с трудностями, посланными им судьбой.

фото – Гатчинский комплексный центр социального обслуживания населения «Дарина»

Материал подготовлен РМОД «Дорогою Добра» при поддержке фонда Президентских грантов

Статья опубликована в муниципальной газете «Призыв» № 26 от 16.04.2020

0