Россия, Домодедово
info@dorogoyudobra.ru

Аутизм – загадка современного мира

Помогаем с 2013 года детям с ограниченными возможностями здоровья и детям в приютах: Покупаем лечебное питание, лекарства, оборудование Проводим занятия, мероприятия и развиваем функциональные навыки

Аутизм – загадка современного мира

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, свыше 1% населения планеты живёт с расстройствами аутистического спектра.

Это значит, что такие люди могут присутствовать в окружении каждого из нас. Проблема аутизма в наши дни привлекает к себе немало внимания. Отчасти этому способствует тот факт, что люди с расстройствами аутистического спектра всё чаще становятся знаменитыми, фигурируя на первых страницах газет и журналов.

Так, например, в 2019 году журнал Times провозгласил «человеком года» 16-летнюю шведскую активистку Грету Тунберг, которая стала самой молодой за всю историю персоной, удостоившейся данного звания. Девушка страдает синдромом Аспергера – формой аутизма, проявляющейся в замкнутости человека, неумении распознавать чужие эмоции. Известные деятели науки и искусства то и дело выступают с признаниями о наличии у них диагностированной формы аутизма. Биографы таких знаменитых людей, как Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин, Энди Уорхол и многих других заявляют, что гениальность этих личностей также была напрямую связана с их «нетипичностью».

Тем не менее, важно не строить иллюзий: к сожалению, для подавляющего большинства людей с аутизмом их диагноз является серьёзным препятствием на пути к полноценной самостоятельной жизни.

2 апреля, в день распространения информации о проблеме аутизма, стоит задуматься, является ли аутизм пугающим диагнозом – или же особенностью, которая может служить во благо.

Дети с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра могут выявляться как у маленьких детей, так и в более позднем возрасте. Аутизм представляет собой неврологическое нарушение развития, которое влияет на мышление, восприятие, социальные навыки и поведение человека. Он может проявляться по-разному, но есть и некоторые типичные черты. Основная из них – нарушение социального поведения, способностей к коммуникации, общению. Детям с аутизмом сложно взаимодействовать с окружающими, выражать эмоции, поддерживать отношения даже с близкими людьми. Часто характерны нарушения речи, а также пищевого поведения. Ко всему прочему, могут иметь место агрессивные проявления, стереотипичные повторяющиеся действия.

Скорее всего, в своей повседневной жизни вы уже не раз встречались с детьми с аутизмом. На детской площадке такой ребёнок может играть в стороне от всех, в игры с повторяющимися действиями. Он не включается в общий коллектив, может издавать мычащие звуки, качаться, или просто увлечённо заниматься чем-то в одиночестве. Дети с аутизмом также подвержены истерикам, которые являются отнюдь не проявлением избалованности или плохого воспитания, а особенностью заболевания. Не имея возможности донести до родителей информацию о какой-либо потребности или дискомфорте словами, дети могут выражать свои чувства эмоциональными всплесками. Расстройства аутистического спектра необходимо корректировать и лечить многосторонне – как с использованием медицинских препаратов, так и с помощью воспитательно-коррекционной терапии и специальных развивающих программ. Раннее терапевтическое вмешательство может показать себя очень эффективным и существенно помочь ребёнку в социализации.

Будьте внимательны и тактичны

К сожалению, не только дети с аутизмом страдают от особенностей своего состояния, но и их родители. Помимо трудностей в отношении своего ребёнка, взрослым зачастую приходится испытывать на себе нетактичность окружающих людей, непонимание близких. Не стоит давать советы по воспитанию или критически комментировать поведение родителей особенного ребёнка, ведь им и так непросто. Гораздо больше им пригодится ваша поддержка, внимание, дружеское отношение, несколько добрых слов. Если вы желаете начать общение с аутистичным ребёнком, делайте это аккуратно и тактично. Спросите у родителей разрешения поиграть с ребёнком, затем постепенно попытайтесь включиться в его игру. Подайте ему игрушку, которая вызывает у него интерес. Старайтесь соблюдать дистанцию вдвое больше, чем вы привыкли при обычном общении – ведь дети с аутизмом очень чувствительны. Если ребёнок держится настороженно – не навязывайте своё общение! Поговорите лучше с родителями, расскажите какую-нибудь забавную историю или, в случае необходимости, предложите помощь.

В том случае, если рядом с ребёнком нет родителей, в первую очередь постарайтесь обеспечить его безопасность. Постарайтесь просто находиться рядом с ним, будьте внимательны, говорите чётко. В разговоре делайте паузы, чтобы у ребёнка было время осмыслить вашу реплику и отреагировать. И ещё одно общее правило – при обращении к родителям или к сопровождающему человека с аутизмом не говорите о нём в третьем лице, «поверх головы», не делайте вид, что его нет.

Такое обращение может задеть и расстроить как взрослого, так и ребёнка с любой формой инвалидности.

Несмотря на свои особенности, люди с аутизмом могут достигать невиданного успеха, а могут также прожить обычную спокойную, долгую жизнь, наполненную радостью и положительными эмоциями. В наших руках – сделать её таковой. «Особенные» люди, отставая от большинства в социальных навыках, могут научить нас замечательным вещам, если только мы будем относиться к ним внимательно и с уважением.

0