Россия, Домодедово
info@dorogoyudobra.ru

СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

3 марта в мире отмечали Международный день охраны здоровья уха и слуха

Пожалуйста, потише завтра. Не кричите, не шумите, просто прислушайтесь к биению сердца, шёпоту малыша, красивой музыке, прислушайтесь – если можете слышать. Это великий дар – слушать и слышать.

Услышь меня

В День охраны здоровья слуха и уха большинство мероприятий этого года пройдет под девизом «Потеря слуха не должна ограничивать ваши возможности». ВОЗ расскажет о том, как благодаря своевременной и эффективной помощи люди с потерей слуха могут в полной мере реализовать свой потенциал. Она обратит внимание на варианты оказания такой помощи.

Ключевые тезисы ко Всемирному дню слуха на 2020 год:

– навыки общения и хороший слух связывают нас друг с другом, с обществом и всем миром на всех этапах жизни;

– грамотная и своевременная помощь людям с потерей слуха расширяет их возможности для получения образования, трудоустройства и общения;

– во всем мире не хватает средств компенсации потери слуха, в частности слуховых аппаратов;

– системы здравоохранения должны обеспечивать возможность раннего оказания помощи при проблемах со слухом.

Диагностика с первых дней

Современная медицина обеспечивает раннюю диагностику: уже в роддоме новорожденным проверяют слух. Однако нарушения могут проявиться позже или быть частичными.

Частичная потеря слуха у маленького ребенка может протекать незаметно. В доречевой период развития ребенок может повторять какие-то действия за взрослыми или другими детьми, играть в подвижные игры, догонялки. Дети с потерей слуха обычно очень подвижные, шумные, много жестикулируют. Малыши интуитивно улавливают эмоциональный фон ситуации, мимику и настроение мамы, что создает иллюзию понимания речи. Подражая другим, они могут даже делать вид, что поют или хлопают в такт музыке.

Ранняя потеря слуха не дает возможности ребенку обучиться речи. Поэтому при задержке речевого развития, когда ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников, требуются обязательная проверка слуха, проведение аудиометрии.

Читаю по губам

Слышащие получают около 90% информации, а глухие только около 30–50% – и это лишь видимая часть проблемы, подчеркивают специалисты-медики. Основная проблема глухих – неграмотность. Поэтому необходимо с раннего детства заниматься с особенными малышами по специальным методикам, соблюдать правила общения с детьми, имеющими нарушения слуха. В будущем это поможет им, даст шанс учиться, работать, жить в обществе с равным потенциалом и возможностями.

Психолог Мария Зеленщикова систематизировала свой опыт работы и общения с детьми, имеющими проблемы со слухом, и советует придерживаться простых правил в общении с людьми, для которых мир звуков – незнакомая вселенная.

Такое короткое и важное послесловие: фьють-фьють – вот как передать глухому человеку буквами и словами трели соловья? Задумайтесь. И берегите себя и близких.

Материал подготовлен добровольческим движением «Дорогою добра» при поддержке Фонда президентских грантов.

СПРАВКА

Правила общения с детьми, имеющими нарушениями слуха

Убавьте громкость. Многолюдные шумные помещения являются проблемой для слабослышащих детей. Им сложно различить слова в многообразии различных звуков. Ошибочным может стать желание сказать громче. Слишком громкие звуки могут вызвать дискомфорт и даже болевые ощущения. ◆ Из-за нарушений слуха дети не способны корректировать звук своего голоса, поэтому они могут издавать слишком громкие звуки. Просто попросите его говорить тише. Не стесняйтесь сказать, что вы не поняли, попросите ребенка повторить. ◆ Медленнее и чётче. В качестве компенсаторного механизма слабослышащие люди различают слова по губам. Для более четкого понимания вы можете снизить темп своей речи, говорить медленно и четко, повернувшись прямо лицом к собеседнику. Выбирайте самые простые слова с понятным значением. ◆ Улыбайтесь чаще. С маленькими детьми очень эффективным будет использование простых интуитивных жестов и мимики. Ваша шутка, произнесенная с грустным или задумчивым выражением лица, собьет ребенка. Проявляйте находчивость – используйте картинки, рисунки. ◆ Без мгновенного результата. Современная технология кохлеарной имплантации – хирургического восстановления слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор, – позволяет существенно улучшить слух пациента. Однако не стоит ожидать мгновенного результата. Требуется длительная настройка прибора. На обучение речи или ее восстановление могут уйти годы кропотливой работы ребенка с сурдопедагогом. /