Россия, Домодедово
info@dorogoyudobra.ru

АРТ-ТЕРАПИЯ: ВДОХНОВЕНИЕ ИСКУССТВОМ

АРТ-ТЕРАПИЯ: ВДОХНОВЕНИЕ ИСКУССТВОМ

Руководитель инклюзивной арт-студии «Волшебная шкатулка» волонтёрского движения «Дорогою добра» Эльвира Колыханова – о лечении искусством и помощи детям с тяжелыми недугами

В последнее время арт-терапия стала очень популярна. Но как любое достаточно новое явление в обществе оно обросло мифами. Многие воспринимают терапию искусством с недоверием, относятся иронично, либо считают арт-терапией любое творчество. Эльвира Колыханова, специалист по арт-терапии с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, руководитель инклюзивной арт-студии «Волшебная шкатулка», лауреат премии губернатора «Наше Подмосковье-2019» называет арт-терапию удивительно простым способом обретения гармонии.

Арт-терапия – новшество?

– На самом деле истории арт-терапии уже более 70 лет, – рассказывает Эльвира. – За это время накоплен большой исследовательский и научный опыт, сформировано экспертное мнение медиков, психологов и арт-терапевтов. Популярность арт-терапии действительно растёт, и я как сертифицированный специалист очень этому рада. Озвучу мнение большинства экспертов: арт-терапия – это далеко не раскраски в телефоне или на бумаге. Это специально организованное творчество. Методы арт-терапии универсальны и полезны всем. Каждому из нас важно быть в гармонии с собой и миром или по крайней мере стремиться к этому.

Всем ли доступно творчество?

Трудно не согласиться, что творчество полезно каждому, помогает отвлечься от тяжелых мыслей. Но всем ли оно доступно?
Эльвира уверена: поскольку арт-терапия не является искусством, она доступна любому человеку, даже не имеющему специальных художественных навыков. Здесь нет места оценке, только свобода самовыражения. Арт-терапия подходит и детям, и взрослым. Её преимущество в работе с детьми – элемент игры, экспрессивность и отсутствие необходимости много говорить. Благодаря последнему арт-терапия хорошо показывает себя в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
– Многие из детей не могут говорить или ясно выражать свои мысли, – говорит Эльвира, – но с помощью творчества мы можем понять, что они чувствуют, думают, можем увидеть их внутренний мир. С такими ребятами в Домодедове мы занимаемся в инклюзивной арт-студии «Волшебная шкатулка».

Пространство равных возможностей

– Наши занятия не только для особенных ребят – в студии есть разные дети, – рассказывает ее руководитель. – В ноябре был открыт набор для всех желающих. Но все же в названии арт-студии мы делаем акцент на том, что она инклюзивная.
Понятие «инклюзия», объясняет Эльвира, тоже достаточно новое, и требует пояснения. Сам термин в общем обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то. В случае арт-студии это пространство и процесс совместного творчества детей, ребят с ОВЗ разного возраста и взрослых – кураторов, волонтёров.
– Половина детей, которые занимаются в студии, – нормотипичные (то есть? пояснить). Инклюзивная арт-студия «Волшебная шкатулка» – это пространство равных возможностей, где дети с особыми потребностями и нормотипичные дети вместе реализуют творческие задумки и общаются. В процессе занятий дети и волонтеры учатся общаться с детьми с ОВЗ, принимать их особенности.
Встречи в арт-студии проходят под классическую музыку, что расслабляет детей, делает обстановку приятной для творчества. На занятиях используют различные по цвету и структуре материалы, приятные на ощупь и визуально: шерсть для валяния, ткани различных фактур – велюр, хлопок, шелк, лен, фетр, используют краски.
– Мы творим в технике интуитивной живописи и правополушарного рисования, – рассказывает Эльвира. – Особенностью наших занятий является то, что каждый работает в меру своих возможностей и получает поистине удивительные результаты работы, которые радуют и вдохновляют его и окружающих на движение вперёд.

Стремитесь к творчеству!

– В моей практике встречались очень тяжёлые дети, – признается Эльвира. – Окружающие говорили, что им не нужно давать материал, поскольку они не смогут ничего сделать. Например, была девочка, которую и не привлекали к занятиям, считая, что она ни на что не способна. Я дала ей материалы для задания, взяла за руку, приободрила, сказала, что все получится, попробуй! И она сделала – по-своему. Но тем и ценнее – это был ее опыт, ее творчество! Мы вместе радовались успеху. Или ещё одна замечательная девочка – в силу своего заболевания она делает размашистые движения, но мы с ней подобрали способ рисования мазками и тычками – она творит шедевры!
Блеск счастья в глазах детей от результата вдохновляет Эльвиру искать новые интересные техники и развиваться в этом направлении.
– Это очень ценно! – радуется арт-терапевт студии. – У этих детей другое восприятие и мышление, они более эмоциональны, их поведением управляет мир чувств.
Эльвира знает наверняка: арт-терапия благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей любого возраста, их умственное и творческое развитие, помогает и взрослым развить коммуникативные и когнитивные способности, понимать других и чувствовать себя уверенней.
– Стремитесь к творчеству, ищите вдохновение в простых вещах! – советует Эльвира. – Сочините сказку для своего ребенка, нарисуйте мечту и стремитесь к ней! Даже за поделку, сделанную на школьный конкурс с увлечением, душа скажет вам спасибо!

Виды арт-терапии:
изотерапия;
сказкотерапия;
музыкотерапия;
драматерапия;
танцевальная терапия;
куклотерапия;
песочная терапия;
глинотерапия;
медитативная живопись.

Кстати
Термин «арт-терапия» (буквально – лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1942 году. Хилл обнаружил, что практика искусства не только помогает пациентам отвлечься от их болезни или травмы, но и помогает освободить их от психического расстройства, выражая с помощью рисунка свою тревогу и сцены, свидетелями которых они были на войне (работал в военных санаториях – прим.ред). То есть метод был открыт в работе с людьми, находящимися в кризисной ситуации. В наше время этот метод приносит пользу во многих случаях.
Важно сказать, что арт-терапевтами могут работать только те, кто прошел отдельное обучение по данному направлению. Специалист должен знать особенности работы, чтобы терапия принесла свои плоды, а не стала просто приятным времяпрепровождением.
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир, делает человека внутренне свободнее и снижает эмоциональное напряжение, улучшает настроение, развивает эмоциональный интеллект, повышает самооценку, помогает устанавливать отношения между людьми, а также является способом социальной адаптации.

На заметку
Инклюзивная арт-студия «Волшебная шкатулка» приглашает на занятия арт-терапией. Занятия проходят в библиотеке им. Ахматовой каждую пятницу (время). Коммуникативные игры. Арт-терапия. Консультация психолога. Занятия для детей и родителей. Все занятия проводятся бесплатно. Консультации и запись по тел.: 8 (916) 605-94-35 (Эльвира).
Также в проект инклюзивной арт-студии «Волшебная шкатулка» приглашаются волонтёры от 14 лет. Тел.: 8 (963) 690-69-63 (координатор Ника).
БЛАГОДАРИМ Призыв Домодедово за публикацию статьи.
Материал предоставлен
добровольческим движением «Дорогою Добра» при поддержке Фонд президентских грантов